Cyberspace Management

Entry requirements: Basics of social, technical, economical and other networks

Credits: 4

Course: Elective

Language of the course: Russian

Lecturer

Nikolay Butakov

Objectives

Students will learn:

  • To make non-standard decisions related to process management in virtual social networks taking into account the relevance and ethical restrictions
  • Approaches and methods of modelling network processes
  • Basic methods of modelling processes in networks, calibration and validation of models at ultra-large amounts of data
  • Analysis and numerical methods of modelling information dissemination processes, dynamics of network communities, structures and organizations
  • To use basic packages for modelling network processes, to select databases in accordance to model design and research objectives
  • To use methods and software tools to implement mathematical models of network processes and network dynamics

Contents

  • Introduction to modelling of processes in networks: Introduction to modelling, modelling as the third paradigm of scientific knowledge, artificial communities, generative science, aims and objectives of modelling processes in networks.
  • Approaches and methodology of modelling processes in networks: Basic principles, theoretical foundation of modelling network processes, approaches to modelling processes in communication networks.
  • Processes in social networks: Types and forms of representation of processes in virtual networks, network processes, approaches to classification of network processes, evolution of communities, dynamics of egocentric networks, metrics and indicators used to define the dynamics of network processes.
  • Preparation and performance of experiments with the use of computer models: Model development stages, preparation of input data, development of conceptual model of process, evaluation of validity and verification of models, statistical processing of the experiment results, model documentation.
  • Development stages for computer model of network process: Analytical, computational models, epidemiological models of information dissemination, network limits, scope, model formalization methods, computer modelling with the help of computer packages such as Netlogo and AnyLogic, plugin options and development environments based on Python.
  • Cellular automata method: Basic principles of modelling network processes based on cellular automata, properties of cellular automata, types of cellular automata, implementation of cellular automata in modern packages and environments of development and modelling.
  • Agent-based modelling of processes in social networks: Basics of agent-based modelling, advantages and disadvantages of agent-based modelling, field of application of agent-based modelling, formalization of of agent-based models, software tools for modelling network processes based on multi-agent systems.
  • Data for building and evaluating models of network processes: Sources and types of data for building models of network processes, databases, work with open data, forms of data representation, data pre-processing for development, calibration and validation of a model, data operation cycle.

Format

Lectures, practical sessions and labs

Assessment

Attendance is mandatory. Students should complete all the assignments. The final grade is based on the student performance throughout the course.

Управление киберпространством

Входные требования: Базовое понимание основ социальных, технических, экономических и иных сетей

Зачетные единицы: 4

Курс: По выбору

Язык курса: Русский

Цели

В результате курса студенты научатся:

  • Принимать нестандартные решения, связанные с управлением процессами в виртуальных социальных сетях с учетом целесообразности и этических ограничений
  • Подходам и методам моделирования сетевых процессов
  • Базовые методы моделирования процессов в сетях, калибровки и валидации моделей на сверхбольших объемах данных
  • Анализу и числовым методам моделирования процессов распространения информации, динамики сетевых сообществ, структур и организаций
  • Использовать для моделирования сетевых процессов базовых пакетов, подбирать базы данных в соответствии с дизайном модели и целями исследования
  • Использовать методы и программные средства для реализации математических моделей сетевых процессов и динамики сетей

Содержание

  • Введение в моделирование процессов в сети: Введение в моделирование, моделирование как третья парадигма научного познания, искусственные общества, generative science, цели и задачи моделирования процессов в сетях.
  • Подходы и методология моделирования процессов в сетях: Базовые принципы, теоретические основы моделирование сетевых процессов, основные методы моделирования, подходы к моделированию процессов в коммуникационных сетях.
  • Процессы в социальных сетях: Типы и формы представления процессов в виртуальных сетях, сетевые процессы, подходы к классификации сетевых процессов, эволюция сообществ, динамика эгоцентрических сетей, метрики и индикаторы, используемые для описания динамики сетевых процессов.
  • Подготовка и проведение экспериментов с использованием компьютерных моделей: Этапы разработки модели, подготовка исходных данных, разработка концептуальной модели процесса, оценка адекватности и верификация модели, статистическая обработка результатов эксперимента, документирование модели.
  • Этапы разработки компьютерной модели процесса в сети: Аналитические, вычислительные модели, эпидемиологические модели распространения информации, границы сети, масштабы, способы формализации модели, компьютерное моделирование с помощью компьютерных пакетов Netlogo, AnyLogic, подключаемых модулей и сред разработки на основе языка Python.
  • Метод клеточных автоматов: Базовые принципы моделирования сетевых процессов на основе клеточных автоматов, свойства клеточных автоматов, виды клеточных автоматов, реализации клеточных автоматов в рамках современных пакетов и сред разработки и моделирования.
  • Агентное моделирование процессов в социальных сетях: Основы агентного моделирования, преимущества и недостатки агентного моделирования, области применения агентного моделирования, формализация агентных моделей, программные средства для моделирования сетевых процессов на основе мультиагентных систем.
  • Данные для построения и оценки моделей сетевых процессов: Источники и типы данных для построения моделей сетевых процессов, базы данных, работа с открытыми данными, формы представления данных, предобработка данных для разработки, калибровки и валидации модели, циклы работы с данными.

Формат

Лекции, лабораторные и практические занятия

Оценка

Посещение лекционных, лабораторных и практических занятий является обязательным. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме экзамена. Для успешного завершения курса студентам необходимо своевременно выполнять все задания на занятиях. Итоговая оценка зависит от работы студента на протяжении всего курса.