Computer Prediction in Finance

Entry requirements: Basics of big data, programming and financial terminology

Credits: 4

Course: Elective

Language of the course: Russian

Lecturer

Valentina Guleva

Objectives

Students will learn:

  • To use methods of gathering and processing large volumes of data to solve pertinent scientific problems, to process large amounts of data in finance
  • Key approaches to building predictive models for financial processes
  • Methods of formal description of predictive models in the logic of system analysis
  • Methods of scientific programming and organization of work in MatLab, Python, R
  • To make predictions based on big data analysis in financial markets and form analytical materials
  • To master methods of interpretation of prediction results, domain-specific validation and verification of models

Contents

  • Introduction to prediction theory: Concept of prediction. Types of prediction. Predictive scenario. Predictive ability. Lead time. Point of no return and anticipation. Prediction artifacts. Over-model operations.
  • Predictive models: Types of predictive models. Causal model. Surrogate models. Hybrid models. Data Driven Approach (data-based models). Examples of predictive models of financial processes.
  • Predictive scenario: Definition of predictive scenario. Extrapolation. Interval prediction. Parameter sensitivity. Variability of scenarios. Methods of generating alternative scenarios. Examples of applications in finance.
  • Data assimilation in models: Assimilation. Assimilation in precondition. Statistic correction - assimilation in prediction result. Assimilation in model parameters. Assimilation methods. Cressman scheme. VAR assimilation methods. Kalman filter. Examples of applications in finance.
  • Ensemble prediction and consensus forecast: Definition of ensemble. Ensemble in precondition. Ensemble in alternative models. Ensemble sufficiency and consistency. Ensemble growth methods. Identification of ensemble parameters on real data. Consensus forecast. Examples of applications in finance.
  • Lead time and prediction quality: Validation and verification of predictive models. Beta testing of predictive models. Prediction accuracy criteria. Definition of lead time. Statistic evaluation criteria of lead time. Examples of applications in finance.
  • Data quality control in models: Data as object of metrological analysis. Gaps and pollution in data. Statistic criteria of data quality on universal set. Methods of data quality control based on connectivity. Methods of data quality control based on proximity measure. Methods of filling gaps in data.
  • Calibration of models based on data: Definition of calibration. Calibration as stationary parameter assimilation. Choice of calibration window. Calibration objectives. Numerical optimization methods for solving calibration problems. Multi-objective calibration and Pareto fronts. Taylor diagram. Examples of applications in finance.
  • Adaptive predictive models: Self-learning of a predictive model. Model memory and oblivion window. Model memory functions. Recursive methods of recalculating model coefficients while learning. Reference model. Stochastic monitoring based on models. Examples of applications in finance.

Format

Lectures and labs

Assessment

Attendance is mandatory. Students should complete all the assignments. The final grade is based on the student performance throughout the course.

Компьютерное прогнозирование в финансовой сфере

Входные требования: Базовые знания в области больших данных, основ программирования и терминов сферы финансов

Зачетные единицы: 4

Курс: По выбору

Язык курса: Русский

Цели

В результате курса студенты научатся:

  • Использовать методы сбора и обработки больших объемов данных для решения актуальных научных задач, обрабатывать большие массивы данных в финансовой сфере
  • Основным подходам к построению прогностических моделей для финансовых процессов
  • Методам формального описания прогностических моделей в логике системного анализа
  • Методам научного программирования и организации работы с данными на языках MatLab, Python, R
  • Составлять прогноз на основании анализа больших данных в сфере финансовых рынков и формировать аналитические материалы
  • Владеть методами интерпретации результатов прогнозов, предметной валидации и верификации моделей

Содержание

  • Введение в теорию прогнозирования: Понятие прогнозирования. Виды прогнозов. Прогностический сценарий. Прогностическая способность. Заблаговременность. Точка невозврата и упреждение. Артефакты прогнозирования. Надмодельные операции.
  • Прогностические модели: Виды прогностических моделей. Причинно-следственные модели. Суррогатные модели. Гибридные модели. Data Driven Approach (модели на данных). Примеры прогностических моделей финансовых процессов.
  • Прогностические сценарии: Понятие прогностического сценария. Экстраполяция. Интервальный прогноз Чувствительность к параметрам. Вариабельность сценариев. Методы генерации альтернативных сценариев. Примеры приложений в финансовой сфере.
  • Усвоение данных в модели: Понятие усвоения. Усвоения в начальные условия. Статистическая коррекция - усвоение в результат прогноза. Усвоение в параметры модели. Методы усвоения. Схема Крессмана. VAR-методы усвоения. Фильтрация Калмана. Примеры приложений в финансовой сфере.
  • Ансамблевое прогнозирование и консенсус прогнозы: Понятие ансамбля. Ансамбль на начальных условиях. Ансамбль на альтернативных моделях. Достаточность и непротиворечивость ансамбля. Методы выращивания ансамбля. Идентификация параметров ансамбля на реальных данных. Консенсус-прогноз. Примеры приложений в финансовой сфере.
  • Заблаговременность и качество прогнозов: Валидация и верификация прогностических моделей. Опытная эксплуатация прогностических моделей. Критерии точности прогноза. Понятие заблаговременности. Статистические критерии оценки заблаговременности. Примеры приложений в финансовой сфере.
  • Контроль качества данных в моделях: Данные как объект метрологического анализа. Пропуски и засорения в данных. Статистические критерии качества данных по генеральной совокупности. Методы контроля качества данных, основанные на связности. Методы контроля качества данных, основанные на мере близости. Методы заполнения пропусков в данных.
  • Калибровка моделей на основе данных: Понятие калибровки. Калибровка как стационарное усвоение параметров. Выбор окна калибровки. Целевые функции калибровки. Численные методы оптимизации для решения задач калибровки. Многокритериальная калибровка и фронты Парето. Диаграммы Тейлора. Примеры приложений в финансовой сфере.
  • Адаптивные прогностические модели: Понятие о самообучении прогностических моделей. Окно памяти и забывания модели. Функции памяти модели. Рекурсивные методы пересчета коэффициентов моделей в ходе обучения. Понятие эталонной модели. Вероятностный мониторинг на основе моделей. Примеры приложений в финансовой сфере.

Формат

Лекции и лабораторные занятия

Оценка

Посещение лекционных и лабораторных занятий является обязательным. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме экзамена. Для успешного завершения курса студентам необходимо своевременно выполнять все задания на занятиях. Итоговая оценка зависит от работы студента на протяжении всего курса.